?

Log in

No account? Create an account

шаг влево | шаг вправо

Улыбаемся и машем! (с)

Давно хотелось чего-нибудь высказать на тему...
Довольно часто приходится сталкиваться с мнением брата нашего сурового, что, мол, все эти улыбки и приветливость иностранцев - сплошная наигранность и неискренность, а посему это ужас как нехорошо. Мол, это они специально так, а на самом деле, в глубине души, где-то очень глубоко, такой улыбающийся думает о вас все самое ужасное, лицемер и гад.
Рассказываю...

[от улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется (с)]
Скажем, лично у меня никакого неприятия спокойно улыбающийся мне незнакомец не вызывает. Наоборот, привыкнув к тому, что на улице любой человек, с которым случайно пересекаешься взглядами, мгновенно выдает улыбку, а то и приветствует, сама все чаще реагирую точно так же. В конце концов, милое, располагающее выражение лица еще никого не делало ущербным, а машинально это делает человек или искренне, потому что я такая вся из себя распрекрасная, мне без разницы. 
Более того, я бы не сказала, что тут имеет место вопиющая неискренность - на мой взгляд, это не что иное как естественная реакция людей, часть их культуры, неотъемлемая составляющая способа коммуникации с окружающими вне зависимости от их статуса, степени родства и отношений. Они так воспитаны. Можно считать это издержками воспитания, если угодно. Ни у кого же, надеюсь, не возникает сомнений в искренности левши только на том основании, что правой рукой действовать ему неудобно. Вот и им неудобно не улыбаться - а улыбаться и приветствовать людей им, наоборот, хорошо и правильно.
По той же причине они говорят sorry! при любом случае, который предусматривает вторжение в личное пространство другого - к примеру, в магазине, проходя мимо друг друга в недостоточно широком проходе, когда есть вероятность задеть, хотя бы едва-едва, и при прочих подобных обстоятельствах. А будучи за рулем, поднятой вертикально ладонью они всякий раз выражают благодарность тому, кто уступил дорогу, и неважно, сделал это уступающий из любезности или согласно требованиям пдд.
Или, к примеру, их телефонные разговоры, изобилующие всевозможными любезностями и пожеланиями всяческих благ, особенно при прощании - и неважно, к чему в итоге пришли собеседники и насколько хорошо они знают друг друга, беседа у стороннего наблюдателя может порой вызвать чуть ли не слезы умиления всеми этими интонациями и словечками (особенно, если оба или один из собеседников  - мужчина). Для них это само собой разумеющееся ведение разговора, и для них как раз неискренним, наигранным был бы разговор жесткий, сухой и строго по существу, который больше присущ нам, скажем, славянам (хотя я склонна считать, что дело не в "славянскости" нашей, и что основной контингент недовольных всеми этими условностями лицемерными - это все-таки те самые потомки и "однополчане" скованных одной цепью, связанных одной целью).
Но тут есть и обратная сторона медали. Мы в массе своей привыкли улыбаться строго по поводу - есть повод для радости, и не абы какой, а настоящий, веский, вот тогда мы и улыбаемся. В остальное же время не до этого, ибо, как говорится, у верблюда два горба, потому что жизнь борьба. То есть абсолютно иной мир, иной подход. И вот из-за этого складывается о нашем брате порой мнение весьма однобокое у заморского люда. Что брат наш - и сестра, чего уж, - угрюм, озабочен тяжкими проблемами и глубоко несчастен...Miserable одним словом. Причем всегда, без перерывов на обед и перекур.
Своими соображениями на этот счет со мной как раз и поделился один из представителей хронически улыбчивых, рассказывая о девушке, с которой он работал какое-то время. Девушка оказалась литовкой, причем тоже была явно из наших, суровых. Он ее спрашивал, сердешную, чего не улыбается. Так она ему в ответ и сказала, совершенно искренне опять же, - чего, мол, улыбаться, если поводов для этого нет, не хочется, мол, если. В общем, он так и не понял, почему она не улыбается. Miserable, говорит, она какая-то. Много очень, по всей видимости, проблем у нее, говорит. А я, к примеру, очень даже понимаю. Более того, почти уверена, что девушка эта вполне может слыть хохотушкой и премилейшим созданием. Со своими и для своих. И конечно, когда есть повод. Настоящий, веский. А не просто потому, что так принято, потому что только так и возможно общаться. Ибо ей это наверняка непонятно - как можно улыбаться, если для этого нет причин, как можно улыбаться незнакомцу.
Вот и получается некоторая разница в восприятии - у нас в основном улыбка связана с состоянием "мне хорошо и радостно", о чем мы и сообщаем окружающим. А у них улыбка ко всему прочему связана еще и с вежливостью, являясь частью состояния "я общаюсь". Плохо ли это уж так, чтоб возмущаться? Сомневаюсь. Насмотревшись хмурых лиц и плотно сжатых губ, пусть даже искренних - мы же не идиоты, чего нам улыбаться всем подряд!!!, - отнюдь не лишним будет попробовать перестать зацикливаться на выяснении степени лживости улыбающихся и научиться расслаблять мышцы лица самому. Тем более, как известно, для улыбки необходимо задействовать всего-то 17 лицевых мышц, тогда как выражение неодобрения требует напряжения аж 43. Тренировки стоит начинать с пары раз в день, потом чуть чаще, и постепенно таким образом выяснить, насколько это ужасно и так ли это неправильно.
В общем, как завещал великий барон, улыбайтесь, господа! Умное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.



Comments

( 13 ласковых — Оставить пару ласковых )
mgolubev
Sep. 23rd, 2012 07:15 pm (UTC)
Всё верно ты излагаешь друх Надька. Признать я недоволен обеими сторонами :) От одних хотелось бы больше искренности, от других такого же позитива. Обе стороны перегибают. А хочется равновесия.
Но если капнуть глубже, то и то и другой по сараю, потому что мир всё ровно прекрасен в своём многообразии. Благодаря этому противостоянию нам всегда есть повод для общения :)
Я ведь сам не знаю что лучше неосознанная традиция, или осознанно культивируемая культура. Наверное, опять же надо и то и другое.
Надо понимать, что чеченец начинающий обращение с "Брат, ..." вовсе не считает тебя братом, просто это дословный перевод ихнего вежливого "бача" он же по смыслу "парень", "пацан", "товарищ" в зависимости от контекста. В любом случае, он просто проявляет уважение и не более.
Но и чеченцу следовало бы знать, что обращаться так к русскому это заранее заходить на поле на котором не известно правильно ли тебя поймут или нет.
Так и с саксами. Пора бы им выучить, что славяне не улыбаются не потому что у них вечный трабл, что если он поведет себя неправильно, его сразу будут бить (может чуть позже) :) А славянам по той же логике что и чеченцам надо улыбаться за границей, что бы не нервировать аборигенов. Если бы мы чаще вспоминали о том что не одни на этом свете, он стал бы намного приятнее.
white_parasol
Sep. 23rd, 2012 08:27 pm (UTC)
да, примерно так, Мишка=)
(Deleted comment)
white_parasol
Sep. 23rd, 2012 10:30 pm (UTC)
когда тут долгое время проводишь, вообще в итоге неясно, о чем кипиш =) но поскольку я дитя страны советов, то и инакофобия мне понятна - порой да, это выглядит как "Неустроенность и отсутствие перспектив заставляют искать оправдания "зато у нас душа, а они...", или вот еще совершенно четкое мнение френдессы в ответ на претензии наших "Неискренняя вежливость...Зато у нас везде искреннее хамство, от души, от чистого сердца!"
а ведь просто прошивка у нас (у большинства, скажем), и у них разная, во всяком случае по этой теме точно =) - оттого и непонятки. и да, неплохо было бы нашим слегка расслабиться на эту тему и просто почаще улыбаться, пусть хотя бы чисто из вежливости =)
(Deleted comment)
white_parasol
Sep. 23rd, 2012 10:43 pm (UTC)
да вот в том-то и дело, что у них это не из разряда "хочется\не хочется", это просто составляющая процесса пребывания в обществе, ну как, скажем, есть вилкой\ложкой или, если еще проще, дышать, - то есть сие явление в здешних реалиях никакого отношения к понятию искренности не имеет. это мы меряем все искренностью, тут же такой глобальностью не заморачиваются - у них искренность в других сантиметрах измеряется)
(Deleted comment)
white_parasol
Sep. 23rd, 2012 11:28 pm (UTC)
=)таки немного с разных плоскостей, если говорить о местной системе мировозрения, понятия смешаны (примерно если б мы сейчас пытались у квадрата объем вычислить), но с выводом невозможно не согласиться ;)
white_parasol
Sep. 23rd, 2012 11:35 pm (UTC)
о, в качестве наглядного примера еще - вот здешние не просто "да"\"нет" говорят, а "no thanks", "yes, please", ну и сорри на каждом шагу. наш скажет "ой вежливые какие, воспитанные", а если я добавлю, что подобное легко выдает матерый гопник с наклонностями наркуши и образованием едва ли школьным оконченным, в повседневной речи которого отборного мата гораздо больше, чем любых других слов, то что? у нашего случится когнитивный диссонанс ;) а у них это норма, просто в прошивке заложено ;) а мы все за своё - искренне\не искренне ;)

Edited at 2012-09-23 11:36 pm (UTC)
martina_dm
Sep. 24th, 2012 07:50 am (UTC)
Мне так грустно сегодня. Потому что я уже в Киеве. А у нас по утрам в понедельник никто не улыбается. Несмотря на то, что такая веселая осень стоит...
white_parasol
Sep. 24th, 2012 08:33 am (UTC)
а я бы хотела находиться сейчас хоть в неулыбчиво понедельничном Киеве, только не там, где сейчас...и грустно уже дооолгое время настолько, что улыбаюсь сама себе через силу...я вышла на финишную - благословенны выходные следующие, я лечу в Ригу, сентябрь этот зверский подходит к концу =) вот и повод искренне улыбнуться =)
labeliya
Sep. 24th, 2012 01:47 pm (UTC)
Ну не зря же у нас поговорку придумали - "смех без причины - признак дурачины"))))) вот и не улыбаются:)
Мне, кстати, после возвращения из поездок, особенно блительных, очень режет глаза этот факт.
white_parasol
Sep. 24th, 2012 02:25 pm (UTC)
да, поговорки у нас красноречивые)))
хотя ладно, смех-то не требуется, улыбаться б научились чуть чаще...ну чуть-чуть хотя бы - а то да, режет глаз, разница очень сильная в сравнении с заграницей=)
( 13 ласковых — Оставить пару ласковых )

Месяц-луна

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones